Концерт «Шедевры анимации»

03.10.2016
Запись концерта «Шедевры анимации», посвященного 80-летию киностудии «Союзмультфильм» можно увидеть тут: http://www.meloman.ru/concert/godu-rossijskogo-kinoi-posvyashaetsya/

Киностудия «Союзмультфильм» ведет свою историю с 10 июня 1936 года, когда был подписан приказ о ее организации. С этого момента очень многое переменилось в анимационной кинематографии СССР. Прежде всего переменился репертуар: мультипликация стала детской. Во-вторых, аниматоры перешли на новую технологию, которая называлась целлулоидной и была заимствована у Диснея. Вместо маленьких киномастерских образовался поточный процесс с разделением труда на отдельные операции. Советская мультипликация начала искать свое лицо, и очень скоро определилась основная тематика фильмов: это были сказки и музыкальные комедии.

Зрители всех возрастов моментально полюбили «ожившие картинки», которые рассказывали волшебные, веселые истории. Самые первые сказочные мультфильмы студии сопровождались мажорными мелодиями, которые с энтузиазмом сочиняли для молодого искусства талантливые композиторы: И.Дунаевский, М.Старокадомский, А.Варламов, А.Александров, А.Цфасман, А.Соколов-Камин, Н.Богословский, Л.Шварц, Г.Милютин.

«Союзмультфильм» многие годы оставался единственной анимационной студией в стране, где постоянно производили мультфильмы в разнообразных жанрах и художественных техниках. В этом году мультфабрика отмечает юбилей. За 80 лет истории были созданы более 1500 любимых всеми лент, часть из которых вошла в «Золотой фонд» мировой анимационной классики. Над созданием мультфильмов трудились лучшие советские режиссеры, художники и мультипликаторы: И.Иванов-Вано, М.Цехановский, В. и З.Брумберг, Л.Атаманов, Р.Качанов, Ф.Хитрук, Б. Степанцев, И.Ковалевская, А.Хржановский, Ю.Норштейн, В. Котёночкин, А.Петров, Л.Носырев, Г. Сокольский, И.Уфимцев, Л.Шварцман, А.Савченко, Л.Мильчин, В.Курчевский, В.Угаров, В.Попов, Г.Бардин, Э.Назаров и многие, многие другие – эти великие люди посвятили работе в мультипликации всю свою жизнь.

Искусство анимации уникально тем, что зачастую за десять минут нужно рассказать целую жизнь. Тут все сжато, преувеличено, порой даже эксцентрично. Во времени и выразительных средствах ограничены все - в том числе и композитор, который в рамках отведенного времени должен выразить то, что в игровом кино актеры долго проговаривали бы. Причем, музыкальные фрагменты могут занимать всего несколько секунд!

Каждая зрительная, «оптическая» секунда должна иметь свой музыкальный эквивалент, тема каждого персонажа – свой характер. При этом композитор должен стремиться и к музыкальной форме, где бы имели место завязка, развитие, кульминация и концовка. Это увлекательнейший процесс для хорошего музыканта, в ходе работы над которым композиторы внимательно знакомятся со сценарием, изучают эскизы героев и глубоко погружаются в выдуманный художественный мир и замысел режиссера.

Бесспорными шедеврами можно назвать музыку к таким мультфильмам, как «Федя Зайцев» (1948, комп. В.Оранский), «Мойдодыр» (1954, комп. Ю.Левитин), «Заколдованный мальчик» (1955, комп. В.Юровский), «Снежная королева» (1964, комп. А.Айвазян), «Каникулы Бонифация» (1965, комп. М.Вайнберг), «Варежка» (1967, комп. В.Гамалия), «Маугли» (1968, комп. С.Губайдулина).

Послевоенный расцвет «Союзмультфильма» называют «Золотым веком» советской мультипликации. Со студией сотрудничали лучшие писатели, художники, композиторы, актеры, редакторы, многие из них были не в чести у власти, но нашли абсолютное признание у юных зрителей. На студии царила свобода творчества и свобода мысли. Среди тех, кто с удовольствием работал с аниматорами, были писатели и драматурги М.Вольпин, Н.Эрдман, Ю.Олеша, актеры М.Яншин, А.Грибов, Б.Андреев, В.Сперантова, Р.Плятт, А.Кубацкий, А.Папанов, Г.Милляр, Р.Зеленая, Г.Вицин, Е.Леонов, М.Виноградова, В.Невинный, К.Румянова, В.Ливанов, О.Табаков, композиторы Н.Будашкин, К.Хачатурян, М.Зив, Э.Колмановский, В.Гевиксман, С.Кац, М.Меерович, О.Фельцман, Я.Френкель, И.Якушенко и многие другие. В те годы началось плотное сотрудничество мультипликаторов и с Российским Государственным Симфоническим Оркестром Кинематографии, бережно хранящим большинство бесценных партитур.

В те же годы на студию посыпался дождь из призов самых престижных мировых кинофестивалей. Можно вспомнить триумф «Снежной королевы» (режиссер Лев Атаманов), которая в 1957 году получила «Золотого льва Св. Марка» в Венеции, Первую премию в 1958 году в Каннах, титул лучшего фильма года в 1959 году в Лондоне. «Варежка» (режиссер Роман Качанов) в 1968 году была отмечена Первой премией на главном анимационном смотре мира в Аннеси и Гран-при в испанском Хихоне. Фильм «38 попугаев» (режиссер Иван Уфимцев) взял Первую премия «Хрустальный кубок» на знаменитом МКФ в Загребе в 1975 году. Фильмы Федора Хитрука собрали целую коллекцию наград. «История одного преступления» в 1962 году покорила знаменитые кинофестивали в Сан-Франциско (США) и Оберхаузене (ФРГ). «Топтыжка» в 1964 году взял приз в Венеции. «Каникулы Бонифация» были отмечены в Мамайе (Румыния, 1966) и в Тегеране (Иран, 1967). «Фильм, фильм, фильм» был назван лучшим в Тампере (Финляндия, 1970). Гарри Бардин получил «Золотого голубя» в Лейпциге в 1986 году за пластилиновую комедию «Брэк» и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1988 году за «Выкрутасы». Не меньшую славу студии принесли работы Юрия Норштейна. «Цапля и Журавль» собрали награды в Аннеси (Франция, 1975, Нью-Йорке (США, 1975), Мельбурне (Австралия, 1976). А «Ежик в тумане» и «Сказка сказок», помимо массы призов по всему миру, были названы лучшими анимационными фильмами всех времен и народов по результатам опросов ведущих кинокритиков мира. Это лишь небольшая часть «союзмультфильмовских» наград за всю историю студии.

В 1970-е годы анимация запела. Этот период ознаменован приходом в мультипликацию молодого поколения композиторов: Г.Гладков, В.Шаинский, А.Рыбников, М.Минков, И.Ефремов, Е.Крылатов, Е.Ботяров, А.Зацепин, И.Цветков, В.Казенин, Е.Птичкин, Ю.Саульский, В.Комаров. Некоторые из них со временем стали ведущими песенниками страны, работали и в игровом кино. Многие песни из мультфильмов становились «народными», их разучивали в школах и пионерских лагерях, пели на эстрадных концертах, а сегодня с удовольствием припевают уже несколькими поколениями. В это же время появился новый жанр – анимационный мюзикл, самыми яркими примерами которого являются «Бременские музыканты» (1969) и «Голубой щенок» (1976) с музыкой Г.Гладкова, «Летучий корабль» (1979) с музыкой М.Дунаевского. Стихи к ним написал Ю.Энтин.

Несправедливо было бы не вспомнить и персонажей, ставших повсеместно узнаваемыми и любимыми. Дети воспринимали их как реальных, живых. С экрана они перекочевали на обложки журналов и тетрадей, стали игрушками, наклейками, обертками всевозможных сладостей… Чебурашка и Крокодил Гена, Волк и Заяц, Винни-Пух и Пятачок, кот Матроскин и дядя Федор, Карлсон и Фрекен Бок, Бременские музыканты, Блудный попугай, Антошка… А «Ежика в тумане» или Волка из фильма «Жил-был пес» можно увидеть сегодня не только на автомобилях, где их изобразили с помощью аэрографии, но и на стенах домов во многих городах страны – это уже стараются граффити-художники.

Сегодня «Союзмультфильм» находится на новом этапе своей истории. Меняются времена и технологии производства. Сохраняя традиции и преемственность поколений, на обновленной студии вновь творят молодые и талантливые авторы, отчего можно смело утверждать, что анимационное кино сейчас находится в начале нового этапа, продолжая быть, как и много лет назад, неотъемлемой частью культуры детства и становления личности.